Мой
старший
брат
Виктор,
начиная с 1957
года, когда
наш папа
купил
радиоприёмник
"Байкал",регулярно
слушал по
ночам джаз,
который
передавала
радиостанция
"Голос
Америки".Наши
власти это
дело
просто
глушили.
Кто не
понимает
термин "глушили",
объясняю - в
Москве
стояло
несколько
вышек с
антеннами,
которые
передавали
гул на
частоте "Голоса
Америки" и
других
вражеских
радиостанций,
из-за
которого,
саму
станцию
было очень
плохо, а
иногда и
совсем не
слышно. У
советских
радиоприёмников,
специально,
самый
низкий
диапазон
коротких
волн был 25 метров
на котором,
можно было
что-то
поймать.
Счастливые
обладатели
заграничной
аппаратуры
могли
почти без
помех
слушать и "Голос
Америки" и
"Радио
свобода" и
"Немецкую
волну" на
волнах 19, 11 и 9
метров эти
диапазоны
власти
почти не
глушили. Но
джаз был
только на "Голосе
Америки".
Мы со
старшим
братом
жили в
одной
комнате и
волей
неволей я
тоже
слушал
джаз и как-то
постепенно
начал
понимать
эту музыку.
В то время к
Виктору
приходили
друзья и
они
веселились,
включая
принесённый
ими,магнитофон"Маг-8"
на
полную
мощность.Но это был
не только
джаз, это
были и рок-н-роллы!
Однажды, во
время
какого-то
праздника,
видно
спьяну, кто-то
из них
неправильно
включал
магнитофон
и почти все
катушки с
рокешниками
превратились
в кучи
запутанных
лент и весь
следующий
день гости
наматывали
ленты
обратно, на
катушки.
Это надо
было
видеть -
несколько
пьяных
стиляг, с
набриалинеными
волосами,
держа в
руках
карандаши,
на которых
крутились
катушки,
наматывали
на них
ленту,
которая
никак не
хотела
распутываться
и иногда её
приходилось
резать. А когда всю
ленту
намотали
на катушки
и склеили,
оказалось,
что все рок-н-роллы
резко
переходят
один в
другой,
начинал,
например,
Чаби Чекер,
а
заканчивал
Элвис
Престли и т.д.
Склеили
всё не
правильно,
чем и
загубили
фонотеку.
Представляете
что это
означало в
то время!
Кроме
магнитофона,
тогда,
слушали
рокешники
и на "костях"
т.е.
граммофонные
пластинки,
но не
простые, а
нарезанные
на
рентгеновских
снимках
грудной
клетки или
черепа.
И вот, я
наслушавшись
джаза и рок-н-роллов,
решил, с
братом
Вовой,
поступить
во Дворец
пионеров,
где был оркестр
им. Локтева. Мы
прошли
экзамены и
нам на
двоих
выдали
духовой
инструмент
альт.Для
начала мы
его
начистили
зубным
порошком,
как было
велено и
приступили
к занятиям
во дворце
пионеров с
преподавателем.
Вскоре мне
выдали
трубу, а
брату
саксофон.
Занимаясь
музыкой я
туго
перевязывал
голову на
лбу
полотенцем
и пердел на
трубе
гаммы.
Честно
говоря, мне физически
было
тяжело
играть на
трубе и тогда, к
счастью,
входила в
моду
гитарная
музыка и
она мне
нравилась.
У нас во
дворе был
один
парень по
прозвищу
Чайник,
играющий
на гитаре и
поющий
песни,
правда,
блатные. Да
и гитара у
него
оказалась
семиструнная,
зато он
знал как
настраивается
шестиструнка.
Мне очень
хотелось
научиться
играть на
гитаре и вот,
однажды, у нас появилась настоящая электрогитара и мы
с Вовкой стали осваивать её, нашу первую в жизни гитару!
Это была акустическая семиструнная гитара
с адаптером (так тогда называли звукосниматель) и
двумя ручками - громкости и тембра. Каждому из нас
хотелось скорее научиться играть на ней и мы,
конечно, ссорились из-за этого.
Мне пришлось
долго
уговаривать одноклассника
продать
мне его "простую" гитару,
и он не выдержав моего нытья, согласился продать её
мне, аж за
пять
рублей! И мы
начали
учиться
играть уже на
двух гитарах. Как-то
само собой
повелось, я
играл соло,
а он ритм.
Аккорды
подбирали
по слуху
или
запоминали
как берут
другие,
иногда
даже по
фотографиям
"фирменных" групп, нов основном, конечно,
группы
The Beatles!
Пробовали
даже
смазывать
гриф
подсолнечным
маслом или
тальком для
лучшего
скольжения!
Однажды
летом, в
военном
городке, на
перекрёстке,
возле
нашего
дома, один
парень
принёс транзисторный
радиоприёмник
"Спидола",мы с
братом включили в
него
гитару со
звукоснимателем
и
стали
играть Boogie Woogie.
Пацаны
стоящие
вокруг нас
кольцом,
топтались
на месте
танцуя и
изгибаясь
от
удовольствия,
а
проходящий
мимо
патруль с
автоматами,
остановился
и тоже
немного,
как бы
твистуя
сапогами, с
сожалением
пошёл
служить
дальше.
Немного научившись играть, мы стали делать себе
электрогитары-доски, как положено! Так получилось, что мы начали делать первую гитару
втроём, но вскоре я поссорился с братьями и стал делать себе гитару
сам. У Вовки, которому помогал старший брат,
гитара вышла лучше чем у меня, но зато свою я сделал сам.
Эти гитары мы покрыли чёрным целлулоидом, который купили у
знакомого, работавшего на баянной фабрике. На них
сделали рычаги (Tremolo)собственной конструкции, как и всё остальное.
Впрочем грифы и колки были от простых гитар.
Наша
первая
группа
состояла
из нас с
Вовкой, а
иногда и
ещё кого-нибудь.
Играли мы,
включая
гитары,
сначала в
наш радиоприёмник
"Байкал",
а потом в
какой-нибудь
"хороший"
самодельный
усилитель,
сделанный Виктором, как на этой
фотографии
1964 года.Здесь мы
с Володей (я
в центре)
играем на "самопалах"
в
усилитель,
который в
тот же
вечер
сгорел, а на
фирменной
"музимовской"
гитаре (слева)
играет наш
друг Алик, в
магнитофон
"Яуза" (у него в
ногах)
участвующий
с нами в
концерте.
Вот так, с
такой "мощной"
аппаратурой
мы играли
на разных
вечерах.
Однажды к
нам
присоединился
наш
старший
брат
Виктор,
изъявивший
желание
играть на
барабанах.
Вчетвером
мы уже были
похожи на
настоящую
группу!
Продав
самодельные
гитары,
Вовкину за
сто рублей,
а мою за восемдесят
и добавив
заработанные
на
выступлениях
деньги,
купили
себе ГДРовские
гитары
фирмы "Musima" (Германская
Демократическая
Республика).
Репетировать с
барабанами дома, стало невозможно, так как это уже мешало
соседям и нам пришлось искать базу. В результате клуб "Красная Роза" при московской
текстильной фабрике, что на ул. Тимура Фрунзе, стал базой нашей
группы, которую мы назвали "Москвичи".
С 1965 года мы начали там репетировать, а за это бесплатно
играли на танцах по праздникам для работников фабрики. В состав группы входили мы, три брата Шаповаловы -
Виктор (ударные), Валерий (соло гитара) и Владимир (ритм гитара).
На электрооргане играл Владик, а после того, как он ушёл,
мы решили играть вообще без органа.
Первым бас-гитаристом у нас был наш сосед по подъезду Вова Иванов. Он играл
на бас-гитаре
сделанной нашим старшим братом Виктором. Этот бас
был такой формы, что и сегодня смотрелся бы вполне
современно. К сожалению у соседа была проблема с
музыкальным слухом и когда мы репетировали, он постоянно
играл "по соседям" и в конце концов мы расстались
с ним. На бас-гитаре перепробовало
играть
столько народа, что трудно даже вспомнить всех.Они
менялись часто по причине, скорее всего, самого того
времени, т.е. 60-х годов.Большинство пацанов - битломанов осваивали гитары, а
на бас гитаре играть мало кто хотел. И это была наша
головная боль, потому, что каждого нового
"басиста"
нужно было сначала найти, потом ввести в репертуар, а
это репетиции и репетиции. Только разучишь с одним
программу, как что-то случается - или ему родители
запретили, или ещё что-то, опять двадцать пять, ищи
нового. Так что басист в 60-е годы - "птица" редкая!
В то
время, как
ни странно,
мы играли
не песни "The
Beatles", а
инструментальную
Big Beat музыку
групп "The Shadows"
и "The Ventures"
потому, что
нам больше
нравилось
играть чем
петь, и у
нас даже
был такой
девиз - "Лучше
хорошо
играть, чем
плохо петь!"
В нашей
группе
иногда
пели
разные
отдельные
певцы, но
всё же мы
тяготели к
инструментальной
музыке. А
так, как я "вёл
соляк", то и
весь
репертуар
группы
формировался
в
зависимости
от того, что
разучу. И
вот
интересный
факт - когда
играл
мелодию,
иногда
забывал
какая
дальше
нота и
просто
останавливался.
А на
репетиции
к нам
обязательно
приходили
наши
друзья и
один из них
Миша
Синягин
http://www.jazzmisha.narod.ru/
Так вот,
когда я в
очередной
раз ошибся,
он подошёл
ко мне и
посоветовал:
"Валера, а
ты
попробуй
не
останавливаться,
продолжай
играть
импровизируя,
играй свою
мелодию и
все
подумают,
что так и
надо!" Я так
и сделал и
это мне
помогло, да
так, что в
конце
концов сам
стал
сочинять
музыку. Зал,
где мы
репетировали,
находился
на первом
этаже,
летом окна
были
всегда
открыты и
на улице
собирались
толпы
молодёжи и
танцевали
под нашу
музыку. Это
были наши
постоянные
местные
слушатели.